Новое поколение лидерства

Новое поколение лидерства

Развитие лидерских способностей - это нечто большее, чем просто курс лекций, семинар или формальное образование; это процесс, причем такой, который продолжается всю нашу жизнь. Как говорит Джейм Макгрегор Бернс: «Умение вести людей за собой - один из самых исследуемых и самых непонятных феноменов на земле». Поэтому еще один внимательный взгляд на «мистику» лидерства не только не будет лишним, но может принести много пользы, дать новое направление для понимания того, что сегодня происходит в евангельском движении с точки зрения формирования нового поколения лидеров.

Мне не хотелось бы выдвигать новые лозунги о необходимости здорового лидерства, которых, по моему мнению, и так слишком много появилось в последнее время. Также хотелось бы посмотреть на этот процесс не столько для того, чтобы вывести безошибочную формулу подготовки лидеров, сколько еще раз оценить сложность и многогранность этого процесса.

Одна из восточных поговорок говорит: «Вы можете многое увидеть, если будете просто смотреть». Иногда наше желание что-то увидеть настолько сильно, что мы просто забывает смотреть.

В вопросе развития лидерства в евангельском движении это особенно актуально сегодня, когда только ленивый не говорит о необходимости результатов на этом поприще, но очень мало действительных попыток сначала “просто посмотреть”. И здесь я говорю не о том, чтобы бросить беглый взгляд, а действительно сосредоточиться на том, чтобы смотреть, затратив достаточно сил и энергии для этого.

Результатом этого может стать обнаружение того, что мы не очень бы хотели видеть, но честный взгляд на проблему - это начало ее решения. Как говорит пословица индейцев сиу: «Если ты обнаружил, что едешь на мертвой лошади, то лучше всего спешиться».

И, похоже, что спешиваться придется не один раз, так как «почти все, что мы знаем о традиционных методах управления, в настоящее время только препятствует успешному руководству. И почти все популярные представления о руководстве - не что иное, как миф» (Джеймс Коузес и Барри Познер).

Позволю себе еще одну цитату: «Вспотевшие игроки в жизни получают больше удовольствия, чем высокомерные зрители» (Ульям Фивер).

В данной статье я буду на месте «вспотевшего игрока», а не «высокомерного зрителя». Став пастором в 20 лет, мне пришлось много попотеть, чтобы найти некоторые ответы, которые интересовали меня именно как практика, а не теоретика лидерства. Некоторыми из моих открытий я и собираюсь поделиться с вами.

Также последние 10 лет Бог дал мне возможность активно участвовать в развитии евангельских лидеров на территории России и бывшего СССР. За это время я увидел, что здоровые принципы развития лидеров работают в любой культуре и субкультуре, сохраняя их специфический взгляд на мир, при этом побуждая меняться, но скорее изнутри, чем под внешним давлением.

Определение понятия «лидерство»

Этимология англо-саксонского корня в словах «lead», «leader» и «leadership» восходит к «laed», что означает «путь» или «дорога». Глагол «laeden» означает «путешествовать». Таким образом, лидер - это тот, кто, идя впереди, показывает своим спутникам дорогу. Метафора лидера-кормчего актуальна и по сей день, хотя существуют разные мнения о роли лидеров.

Как мне кажется, важно помнить, что когда мы говорим о здоровом лидерстве, то «крайне редко лидер стремится к руководству ради руководства; как правило, он стремится к свободному и как можно более полному самовыражению. Другими словами, лидеры заинтересованы не в том, чтобы показывать свои лидерские способности, но в том, чтобы иметь возможность самовыражения. Разница между этим позициями огромная, как и разница между понятиями «быть ведомым», что предпочитает большинство людей в наши дни, и «вести», чем занимаются теперь только единицы» (Уоррен Беннис).

Таким образом, стратегически я сосредоточусь на понятии «лидерство» именно, как на жизненном кредо, призвании человека, как на его желании скорее самовыражаться, чем руководить. О нездоровых причинах, побуждающих человека руководить, уже сказано достаточно. Так же сегодня на книжных полках христианских магазинов не так много материала, открывающего процесс лидерства не столько с позиции тяжелый работы и определенных технических навыков, сколько с позиции личного призвания, что, конечно же, не делает роль лидера-кормчего легче, но закладывает совершенно другое основание и мотивацию.

С тактической точки зрения мы можем определить лидерство как желание и умение довести людей к общей цели и характер, который воодушевляет и внушает уверенность. Такое определение дает нам четыре стороны взгляда на путешествие с позиции лидера-кормчего.

Во-первых, это желание вести людей; во-вторых, способность это делать; в-третьих, знание общей цели или, другими словами, наличие видения; в-четвертых, это характер, который воодушевляет.

Духовный аспект лидерства

Сегодня многие говорят о духовном кризисе евангельского христианства и христианства вообще. Это стало настолько общим местом, что хочется сосредоточиться не столько на констатации этого факта, сколько на предлагаемых стратегиях выхода их него. Интересовать нас это будет только с точки зрения связей с нашим вопросом о развитии лидерства, который в принципе невозможно отделить от кризиса самого христианства.

При всем разнообразии риторики о кризисе и выходах из него большинство «позитивных» подходов можно свести к двух основным стратегиям: одни романтически смотрят в прошлое, другие, не менее романтически, - в будущее. Не зря сегодня так усилились различного рода исторические исследования в нашей среде и в тоже время активизировались разговоры на разных уровнях о будущем евангельского движения.

«Но прошлое как прошлое - то есть непонимаемое, абсолютизированное, не претворяемое в настоящее - только груз, только идол, яд, отравляющий организм своим собственным разложением. А будущее как только будущее есть бегство из настоящего, «мечтание» и «прелесть». Для христиан то, что преодолевает прошлое как прошлое и будущее как будущее, что дает им реальность, но и освобождает от них, это - Христос, Который «вчера и сегодня и во веки Тот же».

Эти слова прот. Александра Шмемана, записанные им в 1974 году в своем дневнике, как нельзя лучше отражают суть сегодняшних проблем.

В контексте нашего разговора о новом поколении евангельских лидеров суть этого высказывания приобретает очень большое значение. Бесполезные и неплодотворные разговоры партии «традиционалистов», мечтающих о сохранении традиции, как ответа на сегодняшние вопросы, и партии «футуристов», говорящих о будущем, но скорее с утопических позиций, чем из реалий сегодняшнего дня, преодолевается только личной преображающей встречей со Христом в настоящем. Поэтому сегодня, по моему глубокому убеждению, скорее надо сосредоточиться не на разговоре о методологиях, гарантирующих нам новое поколение лидеров, сколько на честной оценке личной преданности Христу сегодняшнего поколения лидеров, то есть нас с вами. Ученик не может быть выше учителя, о чем и предупреждал наш Господь. И это будет не уходом от развития будущего поколения лидеров, а именно основанием этого процесса.

Этот же принцип работает, когда мы говорим о лидерстве в контексте Церкви. Бесконечные разговоры о новых методах привлечения людей в нее превращают этих самых людей скорее в объекты нашей деятельности, чем в субъектов истории - их личной истории отношений с их личным Богом. И тут до хрипоты мы можем говорить о верности методам наших отцов или их обновлении, но к самой сути вопроса это не имеет никакого отношения.

Позволю себе здесь еще одну цитату из дневников А. Шмемана:

«К Церкви можно прийти по тысячам причинам, из коих многие совсем не положительные, даже опасные. Нужно «прийти ко Христу». Павел обратился к Христу, а не к «церкви», и потому Церковь для него была только и всецело жизнью со Христом и во Христе. Но вот росла, росла и выросла в истории «Церковь» сама по себе, которую можно любить (даже «влюбленно»), к которой можно «обращаться», которой можно жить, но отлично от Христа...»

Мы можем сказать, что в евангельской среде этот вопрос не актуален, но пусть нас не обманывает наша протестантская риторика о покаянии, как личной встрече со Христом, которая очень часто превращается всего лишь в форму воцерковления человека, с последующим наложением различного рода епитимий в контексте той или иной евангельской традиции, где преданность церкви как организации и ее корпоративным интересам приравнивается верности Христу. Актуальность этого вопроса настолько велика, что, по моему глубокому убеждению, именно игнорирование его глубины и есть главная причина слабости евангельской церкви сегодня.

Изучать и созидать структуры и системы гораздо легче, чем людей, так как люди более сложное явление. Более того, людям труднее изменяться. Поэтому любое лидерство, которое направленно на достижении цели (создание структуры, системы, методологии и т. д.) больше, чем на человека, теряет свою духовную силу, внутреннюю честность, что и лишает его той воодушевляющей и мотивирующей энергии, которая и есть основа любого путешествия.

Личностный аспект лидерства

Разговор о развитии лидеров сегодня нельзя вести вне контекста более глубокого антропологического взгляда, ведь говорим ли мы о лидере-кормчем или его последователях - мы говорим о человеке.

В контексте этой задачи особую роль я бы отвел преодолению кризиса антропологического языка и вытекающих из него ограниченных методологий развития личности лидера. Сегодня мы скорее живем в контексте парадигмы греческого сознания, которой характерен жесткий дуализм божественно и мирского; разума, как высшего, божественного начала, и материи, как низшего, злого начала. В такой парадигме развитие лидеров сводится в основном к семинарскому образованию и набору некоторых практических навыков, где почти полностью игнорируется, например, эмоциональное развитие человека или навыки здоровых отношений, что должно само собой формироваться из «образованного ума».

Но даже, если такой подход принять за истину (который, по моему мнению, таковым не является), то и к развитию интеллектуальной составляющей личности надо отнестись более внимательно. Некоторые думают, что суть развития здесь исключительно в формальном образовании. Для меня же это, прежде всего, навык самостоятельного мышления, который можно и нужно развивать на протяжении всей своей жизни. Формальное образование тут играет абсолютно важную роль, но без правильного отношения к нему оно становится только «корочкой», за которой ничего реально личного не стоит.

Эмоциональное здоровье, прославляющее Христа, как часть целостного подхода к лидерству, вообще вещь для большинства новая. В свете последних исследований и разработок в области менеджмента мы можем видеть, что даже бизнес-сообщество стало проявлять более пристальное внимание к эмоциональной стороне лидерства. Все глубже осмысливаются понятия «эмоционального интеллекта» и «эмоционального капитала» лидера.

Если мы возьмем почти любой словарь библейского богословия, то увидим, что библейская антропология подразумевает скорее целостный подход к природе человека, чем жесткий дуализм. Некая цельность (целостность) предполагает такое взаимодействие ее частей, при котором нельзя затронуть одну из них, не задев другие. Поэтому сегодня нельзя говорить о полноценном развитии человека, в том числе лидера, без учета всей многогранности человеческой природы, как дара Божьего.

Давайте обратим внимание на некоторые мифы относительно развития человека, преодоление которых поможет нам встать на правильный путь развития лидеров. Коуч-консультант Марина Мелия в одной из своих статей говорит о трех мифах, которые мешают человеку развиваться.

1. Миф первый: «Каждый человек может достичь любой цели, нужно только захотеть».

2. Миф второй: «Чтобы добиться успеха, главное понять, что нам мешает».

3. Миф третий: «Наше развитие возможно лишь через искоренение наших недостатков».

Несколько слов о каждом из вышеперечисленных пунктов в контексте развития лидерства. Мне доводилось слышать мнение, что можно взять любого верующего человека и сделать из него хорошего христианского лидера, если он только поставит перед собой такую цель и будет работать много и упорно, чтобы ее достичь.

Все бы это было правдой, если бы мы были созданы все одинаково. Наглядный пример новозаветной притчи о талантах говорит нам как раз об обратном: начальные условия у всех разные, а соответственно и возможность достичь одинаковых результатов довольно-таки призрачна. Упор там делается не на одинаковости результатов, а на верности в том, что тебе доверено.

Апостол Павел нам также говорит, что у каждого разное предназначение в Теле Христовом с позиции духовных даров. Таким образом, уникальные личностные характеристики и особенности духовных даров, которые Бог распределяет, как Ему угодно, говорят как раз против этого мифа.

Второй миф основан на идее, что хорошее – это отсутствие плохого. Причин акцентирования людьми внимания на негативных качествах много и обсуждать их все здесь не место. Хочу лишь отметить несколько из них.

Во-первых, «духовный» взгляд на человека в контексте теологических особенностей нашей исторической Церкви предполагает постоянное сосредоточение на идее греховности человека, что не могло не передаться отечественному евангельскому движению.

Во-вторых, такой подход к жизни выражается в нашей культуре в том, что всякая относительно позитивная оценка самого себя воспринимается, как греховное самолюбование и гордыня, а самобичевание видится чуть ли не верхом добродетели.

В-третьих, соответственно методы воспитания нас в семье, школе, церкви пропитываются этим духом, что порождает совершено определенный тип отношения к жизни и самому себе.

Третий миф рождается из первых двух и, к сожалению, становится философией жизни очень многих лидеров. В нашей культуре он приводит на практике к тому, что причины стараться исчезают раньше, чем они возникли, если вообще возникают.

Поэтому желание не иметь никаких слабостей, намерение искоренить их или хотя бы нейтрализовать свои недостатки – та ловушка, в которую мы часто попадаем. Однако этот путь ведет скорее не к созиданию, не к развитию, а к разрушению.

Конечно же, это имеет особое значение, когда мы говорим о лидерстве, поскольку лидер имеет огромное влияние на окружающих, именно его мировоззрение формулирует значение происходящего, предлагая трактовку или вариант осмысления ситуации и характер эмоциональной реакции на нее.

Таким образом, необходимость преодоления негативного подхода к жизни, как в теологическом, психологическом, так и практическом плане, есть совершенно необходимое условие для развития здорового поколения лидеров.

Практический аспект лидерства

Давайте теперь посмотрим на вопрос формирования лидеров с практической стороны. Для этого я хочу обратиться к примеру земной жизни нашего Господа и посмотреть на Его методологию развития лидеров.

Я нахожу следующее, когда смотрю на пример Христа:

  • Главной движущей силой Его земной жизни было Его призвание.
  • Имея ограниченные ресурсы (время, физические силы и т. д.), как и любой человек, Он выстраивал Свою жизнь вокруг своего призвания.
  • Отношения с ограниченным количеством людей - ключ к формированию лидеров, который использовал Иисус.
  • Сила личного примера и верность призванию, основанные на отношениях с Богом, - это движущая сила процесса воспитания учеников.

Таким образом, если мы хотим следовать примеру Христа, то перед нами сегодня, как перед лидерами, стоит, как минимум, две задачи:

1. Продолжать свое развитие, основанное на личном призвании;

2. Строить ограниченное количество отношений в своей сфере влияния.

Думаю, что это ключ, который указал нам Христос Своим примером. Каждый из нас может строить ограниченное количество отношений в своей сфере лидерства, так что даже если один человек, обретя свое призвание, как лидер, начнет развивать людей вокруг себя, показывая ролевую модель, то обязательно поднимутся новые лидеры.

На протяжении всей истории человечества в самых разных культурах лидером становился тот, к кому другие обращались за поддержкой или разъяснениями, когда сталкивались с угрозой или неопределенностью или если предстояла серьезная работа. Сегодня люди не меньше, чем раньше нуждаются в направлении в разных областях жизни и перед нами стоит важный вызов - принять свое призвание, как лидеров, и реализовать его.

Не существует единой формулы, единого правильного рецепта, определяющего путь к успеху. У каждого свои цели и приоритеты, достоинства, присущие именно ему, выделяющие его из общей массы. И от того, принимает ли человек в себе эту уникальность, дарованную Богом, зависит возможность его развития. Нам нужно учиться осознавать свои преимущества и принимать свои ограничения, а значит ощутить себя цельной личностью, найти и реализовать свое истинное «я», дарованное нам Богом.

Закончить я хотел бы словами нашего русского философа Бердяева. В своей статье "О святости и честности" он в частности пишет:

"Мы всего более нуждаемся в развитии в себе мужественного религиозного начала во всех отношениях. Мы должны развивать в себе сознание ответственности и приучаться возлагать как можно больше на самих себя и на свою активность. От этого зависит будущее России, исполнение ее призвания в мире. Нельзя видеть своеобразие России в слабости и отсталости. В силе и в развитии должно раскрыться истинное своеобразие России. Русский человек должен перестать возлагаться на то, что за него кем-то все будет сделано и достигнуто. Исторический час жизни России требует, чтобы русский человек раскрыл свою человеческую духовную активность".

seoLinks

НАШИ СЛУЖЕНИЯ

Воскресное - Вс - 10:30 Молодежное - Вс - 17:00 Молитвеное - Пт - 19:30 Детское - Вс - 13:00

МЫ НАХОДИМСЯ

Россия, г. Хабаровск ул. Джамбула, 98 (4212) 39 11 50 8 924 107 49 22
  • Интересные статьи

    Вдохновись!
  • Актуальное медиа

    Яркие моменты жизни!
        МЕДИА РАЗДЕЛ
  • ХАБАРОВСКАЯ ЕВАНГЕЛЬСКО-ХРИСТИАНСКАЯ ПРЕСВИТЕРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ © 2011 - 2017 JESUSTIME.RU | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ